Цитаты о фотографии и искусстве

Цитаты и афоризмы о фотографии, искусстве и многом другом. Со многими из них я согласен, но не со всеми. Так же вы можете ознакомиться с моей подборкой забавных цитат с фотофорумов.

Снимать — значит определить сразу и в доли секунды событие и точную организацию визуальных форм, которые выражают и определяют это событие. Это значит выстроить голову, глаз… вдоль одной линии. Это способ жить.

Кульминационную точку вы всё равно никогда не схватите. Вам кажется вот, вот этот момент. Вы нажимаете затвор, с вас спадает напряжение, но кто знает, может быть, кульминационная точка была в следующем моменте, до которого вы не дотянули.

Самое трудное для меня — портрет. Надо стараться фокусировать объектив между кожей портретируемого и его рубашкой.

Удел фотографа — непрерывно исчезающие вещи. И когда они уходят, никакая изобретательность, ничто на свете не заставит их вернуться.

Фотографировать может только тот, кто сумеет выстроить на одной оси глаз, голову и сердце.

Разница между хорошим произведением и посредственностью — вопрос миллиметров.

Думать следует до и после съёмки, никогда во время её.

Счастливые случаи всегда имеют место. Нужно просто быть всегда готовым, тогда получится само собой.

Резкость — буржуазная концепция.

Камера — это продолжение наших глаз и ума, а не хромированный медальон на шее. Это орудие труда. Приятно ощущать в руках аппарат, который вполне соответствует тому, что ты хочешь сфотографировать.

Не нужно слишком много фотографировать, не надо стрелять, изводя пленку. Это плохой признак. Это все равно, что много есть или пить: человек теряет вкус, теряет форму. И, тем не менее, стоит не забывать, что для того, чтобы получить молоко, надо подоить корову, а чтобы получить масло, нужно очень много молока.

Разница между хорошим и средним снимком — это вопрос нескольких миллиметров, очень маленькая разница. Но существенная. Я думаю, что между фотографами нет большой разницы, зато очень важны разницы маленькие.

Следует понять, что ходить по улице и «щелкать» по малейшему поводу все, что предстает перед глазами, было бы совершенным непониманием задач непосредственной гуманной и реалистической фотографии.

Чтобы «запечатлеть» мир, надо чувствовать себя втянутым в то, что ты вырезаешь через видоискатель. Этот подход требует сосредоточенности, дисциплины духа, чутья и чувства геометрии.

Фотографировать — это затаить дыхание, когда все наши способности действуют совместно перед ускользающей реальностью. Тогда поимка изображения становится большой физической и интеллектуальной радостью.

Я надеюсь, что мы никогда не будем жить в мире, где торговцы будут продавать видоискатели с выгравированными на них композиционными схемами.

Реальность, которую мы видим, бесконечна, но лишь её избранные, значимые, решающие моменты, которые нас чем-то поразили, остаются в нашей памяти. Из всех средств изображения только фотография может зафиксировать такой точный момент, мы играем с вещами, которые исчезают, и когда они исчезли, невозможно заставить их вернуться вновь.

Фотография всегда рассматривается как законченное целое, как картина, композиция которой должна быть постоянно в центре нашего внимания. Это достигается органическим соединением зрительных элементов кадра. Композиция его во всех элементах должна быть строго закономерна, ибо невозможно отделить форму от содержания.

Для меня фотография — это поиск в самой действительности пространственных форм, линий и соотношений.

Случается иногда, что ты, неудовлетворенный, застываешь на месте, ожидая момента, а развязка наступает внезапно и, вероятно, удачный снимок не получился бы, если бы кто-то, проходя мимо, не попал бы случайно в объектив фотоаппарата.

Фотограф должен работать мягко, незаметно, но иметь при этом острый глаз. Не надо толкаться, привлекать к себе внимание, не баламутьте воду там, где собираетесь ловить рыбу.

Фотография сама по себе меня не интересует. Я просто хочу захватить кусочек реальности. Я не хочу ничего доказывать, ничего подчеркивать. Вещи и люди говорят сами за себя. Я не занимаюсь «кухней». Работа в лаборатории или в студии у меня вызывает тошноту. Ненавижу манипулировать — ни во время съемки, ни после, в темной комнате. Хороший глаз всегда заметит такие манипуляции…

Единственный момент творчества — это одна двадцать пятая доля секунды, когда щелкает затвор, в камере мелькает свет и движение останавливается.

There is nothing in this world that does not have its decisive moment.

Твои первые 10 000 снимков — худшие.

Композиция должна быть предметом наших постоянных забот, но во время съемки мы можем почувствовать её только интуитивно…

Фотография — это средство понимания, неотделимое от прочих визуальных средств выражения. Это способ выкрикнуть, освободиться, а вовсе не доказательство и утверждение собственной оригинальности. Это способ жить.

Вы не снимаете фотографию, вы создаёте её.

(You don’t take a photograph, you make it.)

Photography is more than a medium for factual communication of ideas. It is a creative art.

Любой фотограф, не зря проедающий свой хлеб, делает десятки тысяч отвратительных снимков.

Я знаю много фотографов, которые достаточно самобытны и интересны, но в фотографии сложно превозмочь устоявшиеся принципы. Идея и концепция должны быть убедительны в самих авторах, чтобы подчинить себе драматическую сторону снимка и завладеть ситуацией.

Notebook. No photographer should be without one!

Два человека всегда присутствуют в каждом снимке — фотограф и зритель.

Нет правил хорошей фотографии, есть просто сами хорошие фотографии.

Великий фотограф — это тот, кто полностью выражает то, что он чувствует <…> к тому, что фотографирует.

Внутренним глазом я визуализирую, как конкретный вид и ощущение отразятся на отпечатке. Если он взволнует меня, велик шанс, что получится хорошая фотография. Это интуитивное чувство, способность, которая приходит с долгой практикой.

Всё, что я могу сделать в своих статьях это стимулировать мысль, разъяснить некоторые технические факты и датировать свою работу. Когда я проповедую резкость, блеск, масштаб и прочее, я просто произношу слова, потому что нет слов, которые могут действительно описать тот язык и качества отпечатка, говорящего «вот оно».

Мы [группа «F/64»] создали целую плеяду подражателей, заимствовавших у нас, главным образом, внешние приёмы, разработку деталей, глянцевую бумагу, белые поля бланков, точки съемки, и уверенных, что этим они достигли уровня Уэстона. К сожалению, большинство этих работ едва превышает средний уровень.

Фотография — это дар предвидения, это аналитическое толкование вещей по мере того, как они происходят.

I hope that my work will encourage self expression in others and stimulate the search for beauty and creative excitement in the great world around us.

Мир не был задуман сплошь состоящим из прямоугольников 4×5 или квадратов 6×6!

I object to photographs that intentionally reflect appearances of other forms of graphic art, and I do not understand the purpose of paintings that painstakingly imitate photographs.

Если снимок недостаточно хорош, значит, ты недостаточно близко.

Сходство в портрете для меня не имеет решающего значения — я не знаю, с чем сравнивать. В каждом человеке столько противоречий, что крайние проявления их не только будут иметь существенные различия, но и достигнут уровня взаимоисключения. Какое там сходство?

Людей неинтересных для фотографии в мире нет — в каждом существует красота, которая может озариться внутренним светом. Зажечь этот свет (хотя и очень редко) может и фотограф.

Я фотографирую потому, что ещё не умею этого делать. Если бы умел, то перестал бы.

Мои портреты больше обо мне, чем о тех, кого я фотографирую.

(My portraits are more about me than they are about the people I photograph.)

Портрет — это не сходство. Как только эмоция или факт преобразуются в фотографию, они перестают быть фактом, чтобы стать мнением. В фотографии не существует неточности. Все фотографии точны, но ни одна из них не является правдой.

Когда вариантов всего два: снимать прямо или криво. Выбор одного из них к «художественности» отношения не имеет.

Все эти поиски красивого рисунка и словоблудие на эту тему от неудовлетворенности собственным творчеством, по большей части. Красивый рисунок на 80% заслуга фотографа, а не объектива.

Нет такого жанра — художественная фотография, но фотография может быть искусством.

Сеппо Савес (Seppo Saves), фотограф

Могу дать простой совет. Когда смотрите в видоискатель, прежде чем нажимать на кнопку вглядитесь в ЛВ угол кадра, в ПВ угол кадра, в те места где ничего кроме воздуха нет и честно ответьте себе на вопрос все ли там так, как по вашему мнению должно быть на идеальной фотографии. Если не все, не нажимайте кнопку. Смиренно уберите фотоаппарат в рюкзак и идите дальше.

Я с большим подозрением отношусь к изображениям, которые нельзя расшифровать без костылей слов.

Вилли Рони (Willy Ronis), фотограф

Наименее ценное, что вы можете сообщить фотографу — это то, что вам нравятся или не нравятся его работы.

David Bayles, фотограф

I have a tendency to put things in the middle of the shot too. But this really depends on balance: what is on either side of the frame. I’ve had a lot of people say that I should be putting things on one of the 3rds (if you don’t know about the rule of 3rds, then I suggest you look it up on google). I like the «rule of no rules». Often a picture works, and there’s no amount of reasoning behind why it does: I put the foreground rock in the middle simply because I felt that’s where it should be.

Вспоминать правила композиции перед съемкой все равно, что мыслить о законе гравитации, выходя на прогулку.

Камера видит больше, чем глаз, итак, почему бы это не использовать!

(The camera sees more than the eye, so why not make use of it!)

Если ты не сильно увлечён своей деятельностью, то сможешь делать очень красивые картинки, но они не будут задевать зрителя за живое.

Рут Бернхард (Ruth Bernhard), фотограф

Если ты не постараешься увидеть больше видимого, то ничего не увидишь.

Рут Бернхард (Ruth Bernhard), фотограф

Если у тебя не получается сделать изображение более значимым чем то что ты видишь перед собой — не стоит нажимать кнопку.

Рут Бернхард (Ruth Bernhard), фотограф

И если какая-то часть зрителей требует от вас документальной достоверности, они вправе это делать. Но при этом они в тот же миг перестают быть вашими зрителями.

Photography is mostly about waiting, not shooting.

Damaso Reyes, фотограф

Amateurs worry about equipment, professionals worry about money, masters worry about light, I just take pictures.

Vernon Trent, фотограф

Most cameras are better than most photographers.

Michael Reichmann, фотограф, создатель сайта Luminous Landscape

Камера — это инструмент, который учит людей, как видеть без камеры.

Фотография — это поиск того, что может попасть в кадр. Когда вы ограничиваете события рамкой кадра — вы изменяете эти события.

Я не хочу ничего сказать своими фотографиями. Все что меня интересует — увидеть, как объект будет выглядеть на фотографии. Я никогда не знаю этого заранее.

…Это чертовски сложно фотографировать что-то красивое. Фотография должна быть более интересной, или более красивой, чем то, что было сфотографировано.

Фотография — это не спорт. У нее нет правил. Все должно быть испробовано.

Билл Брандт (Bill Brandt), фотограф

Главный инструмент фотографа — его глаза. Это может выглядеть странным, но многие фотографы предпочитают использовать глаза других фотографов, прошлого или настоящего, вместо собственных. Такие фотографы слепы.

Одна из самых больших ошибок, которую может сделать фотограф — это надеяться, что его фотография будет похожа на реальный мир. Если мы ограничиваем своё воображение реальным миром, мы будем вечно пытаться скопировать его красоту, но никогда не сможем сделать ничего большего.

Гэлен Роувелл (Galen Rowell), фотограф и альпинист

Мы путешествовали долгие месяцы. С китами работали в течение шести недель, даже не снимая кадры для фильма… Полнолуние — хорошее время. Кажется, зулусы говорят, что терпение — это яйцо, из которого вылупится великая птица. Думаю, в душе я — зулус. Ждёшь всем сердцем, — и случаются дни чудес, а бывают дни, когда о чудесах только думаешь. Но ты не спешить и не прикладываешь усилий. Слоны будут решать, или киты. Я буду работать по времени слонов.

Грегори Кольбер (Gregory Colbert), кинематографист, фотограф, автор «Пепла и снега»

Если человек сделал за свою жизнь сто фотографий, это действительно великий фотограф. Для фотографа оставить после себя сто фотографий — выдающееся достижение.

Ара Гюлер («Око Стамбула») (Ara Güler), фотжурналист

Те, кто считают, что фоторепортаж может быть объективным, проявляют полное непонимание проблем этой профессии.

Уильям Юджин Смит (William Eugene Smith), фотожурналист

Когда вы снимаете людей в цвете, вы фотографируете их одежду. Но когда вы переключаетесь на черно-белую фотографию — вы запечатлеваете их душу.

Тэд Грант, фотожурналист

Глаз художника часто останавливается на том, в чём обыкновенные люди не видят ничего примечательного; случайное солнечное пятно, или тень, пересекающая дорогу, старый дуб, или покрытый мхом камень способны пробудить целую цепь мыслей, чувств и образных представлений.

Ульям Генри Фокс Тальбот (William Henry Fox Talbot), изобретатель негативно-позитивного процесса

Вы пренебрегаете анатомией, рисунком, перспективой, всей математикой живописи и колористикой, так позвольте вам напомнить, что это скорее признаки лени, а не гениальности.

Художник призван изображать не оригинал, но отношение к нему.

Ничто так не проявляет человеческой бездарности, как художественная самодеятельность.

Настоящие художники не обращают внимания на современников. Они выпендриваются перед вечностью.

Начинающего художника понимают лишь несколько человек. Знаменитого — еще меньше.

Художник — это человек, который пишет то, что можно продать. А хороший художник — это человек, который продает то, что пишет.

Если бы люди знали о живописи столько, сколько знаю я, они бы не покупали моих картин.

Любитель — это человек, вынужденный где-то работать, чтобы иметь возможность писать картины. А профессионал — это человек, который имеет возможность писать картины, потому что у него есть работающая жена.

Бен Шан (Ben Shahn), художник

Создавать — всё равно, что пробиваться сквозь невидимую железную стену, отделяющую всё то, что ты чувствуешь, от того, что ты способен передать.

Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть.

Карл Брюллов, художник

Искусство не изображает видимое, но делает его видимым.

Пауль Клее (Paul Klee), художник

Дали повторяется? И море повторяется, и закат, и рассвет…

Критики Искусству нужны… но занимаясь фотографией, их следует игнорировать.

Брукс Дженсен (Brooks Jensen), редактор журнала классической фотографии Lens Work

Споры вокруг различных типов фотоувеличителей, объективов равно как и дебаты между сторонниками аналоговой и цифровой фотографии — пустая трата времени. Тот, кто полагает, что специальное оборудование позволяет получать лучшие фотографии — забывает о главном: лучшие снимки делают лучшие фотографы. Фототехника никогда не будет являться определяющим фактором.

Брукс Дженсен (Brooks Jensen), редактор журнала классической фотографии Lens Work

Хотите продавать много? Фотографируйте в цвете и не скупитесь на него! Еще больше?! Снимайте горы, океаны, осень, листопады и животных.

Брукс Дженсен (Brooks Jensen), редактор журнала классической фотографии Lens Work

Картина, которую хвалят больше, чем десять процентов публики, подлежит сожжению.

Не многие думают чаще, чем два или три раза в год. Я добился мировой известности благодаря тому, что думаю раз или два в неделю.

Разумный человек приспосабливается к миру; неразумный — упорно пытается приспособить мир к себе. Поэтому прогресс зависит от неразумных людей.

Художник пишет не то, что видит, а то, что будут видеть другие.

Хороший художник способен нарисовать бегуна без ног.

Карл Краус (Karl Kraus), писатель

Искусство — это всегда ограничение. Смысл всякой картины в ее рамке.

У меня непритязательный вкус: мне вполне достаточно самого лучшего.

Оскар Уайльд, писатель

Только ведущий аукциона может беспристрастно и одинаково восхищаться всеми школами искусства.

Оскар Уайльд, писатель

Ни один великий художник не видит вещи такими, какие они есть. Если бы он делал это, то не был бы художником.

(No great artist ever sees things as they really are. If he did, he would cease to be an artist.)

Оскар Уайльд, писатель

Бесстыжий художник — это субъект, который, прикинувшись соблазнителем, заманивает девушку в свою мастерскую и там ее пишет.

Карл Краус (Karl Kraus), писатель

Пейзажист может работать спокойно — природа никогда не настаивает на сходстве.

Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю зачем.

Жан Кокто (Jean Cocteau), писатель

Компьютер имеет то преимущество перед мозгом, что им пользуются.

Габриэль Лауб (Gabriel Laub), писатель и журналист

Искусству угрожали два чудовища: художник, который не является мастером, и мастер, который не является художником.

Я убежден лишь в одном: вдохновение приходит во время труда.

The artist is nothing without the gift, but the gift is nothing without work.

Эмиль Золя (Emile Zola), писатель

Дилетант — это курьёзный человек, который испытывает удовольствие делать то, чего он не умеет.

Пауль Хейзе (Paul Heyse), писатель

Глупость высмеивается не для того, чтобы истребить глупость — она неистребима. Это делается для того, чтобы поддержать дух разумных.

Фазиль Искандер, писатель

Для того, чтобы избежать критики, ничего не делайте, ничего не говорите, будьте ничем.

Элберт Хаббард (Elbert Hubbard), писатель

Ничто так не удивляет людей, как здравый смысл и действие по плану.

Электронный мозг будет думать за нас точно так же, как электрический стул за нас умирает.

Мнение не бывает ни истинным и ни ложным, а лишь полезным в жизни или бесполезным.

Шри Ауробиндо (Sri Aurobindo), философ, поэт

Если позволить фотографии заменить собой искусство в каких-то из его функций, то она вытеснит или испортит всё, что сможет, благодаря естественному союзнику, который она обнаруживает в безмозглости многолюдных масс.

Размышления — это самая трудная работа, видимо поэтому ею занимаются так мало людей.

Генри Форд (Henry Ford), промышленник

Величайшей пыткой для большинства людей во всём мире является необходимость думать.

Лютер Бёрбанк (Luther Burbank), американский селекционер

Современная живопись — это когда покупаешь картину, чтобы закрыть дыру в стене, и приходишь к выводу, что дыра выглядит лучше.

Роберт Орбен (Robert Orben), юморист

Мастерство — это когда «что» и «как» приходят одновременно.

Всеволод Мейерхольдэ, театральный режиссёр и актёр

Вдохновение — это такой гость, который не всегда является на первый зов. Между тем, работать нужно всегда, и настоящий, честный артист не сможет сидеть сложа руки, под предлогом, что он не расположен. Если ждать расположения и не пытаться идти навстречу к нему, то легко впасть в лень и апатию. Нужно терпеть, верить, и вдохновение неминуемо явится тому, кто сумел победить своё нерасположение.

Всё искусство абсолютно бесполезно. Бесполезно, но не бессмысленно — это разные вещи.

Совершенство складывается из мелочей.

Микеланджело (Michelangelo), великий итальянский скульптор

Если проблему можно разрешить, не стоит о ней беспокоиться. Если проблема неразрешима, беспокоиться о ней бессмысленно.

Когда вдохновение не приходит ко мне, я прохожу полпути, чтобы встретить его.

Многие готовы скорее умереть, чем подумать. Часто, кстати, так и случается.

Бертран Рассел (Bertrand Russell), математик

Ставить водяной знак на работу, это как ссать на свои вещи, чтобы никто не смог ими воспользоваться.

Томас Амадор (Thomas Amador), дизайнер

Все, что добавляет третье измерение изображению — измерение времени, звука или движения, идеи или значения — все, что добавляется к фотографическому изображению с целью приблизить его к реальности, заставить его имитировать реальность — прямое насилие которое разрушает параллельную вселенную фотографического образа.

Жан Бодрийар (Jean Baudrillard), социолог, культуролог, фотограф

В фотографии, как в живописи и скульптуре, вы можете передать хорошо только то, что вы хорошо понимаете. Искусство не зависит исключительно от технического мастерства.

Дюшен де Булон (Duchenne de Boulogne), ученый, врач, невролог, основатель электротерапии

Полдня ты будешь за ним по лесу гоняться, чтобы из своего фоторужья выстрелить, а потом ещё полдня — чтобы фотографию отдать!

Мультфильм «Простоквашино»